Фильм «Джамайка. Провинциальная хроника».
Режиссёр – Шеваров Геннадий Николаевич – русский журналист, редактор, сценарист и режиссёр документального кино.
Родился 27 апреля 1937 года в городе Тавда Свердловской области. Окончил Уральский государственный университет им. М. Горького, факультет журналистики (1959).
Работал в редакциях областных и краевых газет, на радио и телевидении в городах Барнауле, Череповце, Вологде, Свердловске. В 1973-1980 главный редактор
редакции документальных фильмов Свердловской киностудии, в 1982-м главный редактор Северо-Кавказской студии кинохроники, в 1993-97 художественный
руководитель киножурнала «Большой Урал» (Свердловская киностудия).
В настоящее время – художественный руководитель группы документалистов на Студии «А-фильм» (Екатеринбург).
По сценариям Геннадия Шеварова снято более 60 документальных фильмов, в около 40 картинах Геннадий Шеваров выступил как режиссер.
Геннадий Шеваров написал книгу «Я видел, я слышал, я помню...» (Репортажи, очерки, записные книжки 1959–2009 гг.)
Живет и работает в Екатеринбурге.
Цитата Шеварова из книги:
«Те, кто не знаком близко с кинематографом, часто спрашивают: если сценарий пишет сценарист, а снимает оператор, что же остается режиссеру, за что он зарплату получает? А зарплату он получает, как выясняется при ближайшем рассмотрении, за всё. И за то, что переводит литературную основу на язык кино, превращает слово в изображение. И за талант, умение не рассуждать вообще, а видеть кадрами и соединять потом эти кадры, куски ленты так, чтобы они заставляли плакать и смеяться нас, зрителей.
Это – полжизни в командировках. Это – ночлеги под открытым небом или в случайных гостиницах, простуды, автомобильные аварии и вынужденные посадки на самолётах, долгая жизнь без родных.
И… постоянная трёпка нервов. Из-за того, что нет солнца или засвечена плёнка, что в жизни оказалось совсем не то, что написано в сценарии, что не остаётся времени на доводку картины, а неумолимая дирекция торопит со сдачей, и так далее и тому подобное, и нет этому конца. Сам же ты, режиссёр, не имеешь права ни заболеть, ни раскиснуть, ни отвлечься. Ибо ты в ответе за будущий фильм, за группу, которая работает под твоим началом».
Аннотация к фильму:
Сысерть – провинциальный городок, который расположен на уральских горах. Как живут люди в этом городе в начале ХХI века? Что их радует, что печалит? В фильме два героя – председатель Сысертского районного суда Геннадий Петрович Шляпников и артистка (в прежние годы) Вера Николаевна Иванова-Колодкина. Рассказ об их удивительных и драматических судьбах переплетается здесь с картиной жизни, нравов типичного маленького уральского города Сысерти. Фильм сделан в целом в лирическом ключе, но в нём немало и острых, проблемных моментов, заставляющих задуматься о нашей общей судьбе, судьбе Отечества.
Отзыв критика:
Известный писатель, кинематографист и литературный критик Валентин Яковлевич Курбатов так отозвался в 2006 г. о фильме: "Что за чудо эта подаренная Вами «Джамайка»! Эти ненаглядные хроники бедной Сысерти! И нежность, и печаль, и тревога. Прекрасные старики, милые дети, электрические подростки, с которыми сразу приходит острое чувство беспокойства и хочется, чтобы скорее эти кадры прошли, как сам возраст этих и самих себе беспокойных ребят. А девочка, которая несёт цветы «своему другу» Максиму (как хочется на минуту побыть этим другом! И в какую она краску вгонит беднягу, когда подарит ему эти цветы при ребятах)! А тот чудо-мальчик с мороженым, который с ужасом упёрся перед камерой, не зная, куда деться. И что за молодец оператор, который терпеливо держит его в этом плену. Прямо метафора какая-то – что делает с людьми камера! Удав да и только! И с взрослыми не меньше, чем с этим беззащитным дитём. Бабушки-то на базаре тоже вон как мучаются – не знают, куда себя девать. И герои замечательно хороши – и судья, и учительница. Хорошо, что планы все долги, неторопливы, несуетны, сохраняя интонацию и ритм районного городка, так что и птицы слышны, и пчёлы, и мухи».
Фильм на YouTube