Селина Елена Степановна, директор Верхнепышминского исторического музея
С 1979 года в фонды Верхнепышминского исторического музея стали поступать материалы о писателе Волоскове В. В., его личные вещи, книги, фотографии, которые и сформировали мемориальный комплекс. Среди собранных документов выделяются письма - отзывы читателей, адресованные Владимиру Васильевичу, переписка писателя с издательствами, его личные письма друзьям и близким. Более 30 лет этим письменным источникам, они не изучались литераторами и критиками, не экспонировались на выставках в музее.
Достаточно много в свое время писалось о подвиге писателя, о его мужестве, о добром характере и жизнерадостности. Воспоминания писались теми, кто был хорошо знаком с Владимиром Васильевичем. Его высокое достоинство ставилось в пример людям, которых жизнь решила испытать на твердость духа, которым суждено было преодолевать тягостные жизненные невзгоды.
Еще в 1969 г. была опубликована книга Эмили Бояршиновой «Право на гордость», в которой одна глава была посвящена Волоскову В. В. Глава заканчивалась стихами: «Гордым легче. Гордые не плачут Ни от ран, Ни от душевной боли. На чужих дорогах не маячат, О любви, как нищие, не молят......
А в 1993 г. во Всероссийском журнале инвалидов Валентина Артюшина поместила свой рассказ: « Расскажу о друге», в котором с огромным уважением говорила о необычном характере Владимира Васильевича, который притягивал людей. «...Его дом любили посещать друзья. Не из сострадания, а из потребности самим, как от аккумулятора, подпитаться от него бодростью. Чувство юмора, умение посмеяться над собой, подтрунивать над близкими - редкое, дорогое качество, отличающее духовно развитых людей - никогда ему не отказывало ...» Качества, которые подчеркивались людьми, лично знавшими писателя, просматриваются и в переписке Владимира Васильевича.
Приведу в пример несколько выдержек из писем, написанных в 1973 году. 21 января; друзьям, живущим в г. Нарткалы: «...Вспышке трудолюбия способствует погода. Наконец-таки на дворе настоящая уральская зима с сорокаградусным морозом, при котором я всегда чувствую себя настоящим бодрячком. А то до сих пор творилось черт-те что. Не погода, а какая-то пошлость, сырая клизма с постоянными оттепелями и прочей промозглой дизентерией...»
«...Пышма наша остается стоять на прежнем месте, закуржавела от мороза. Если и есть чего нового, то это несколько девятиэтажных корпусов, поднявшихся на улице Ленина, да добротный вирусный грипп, который валит всех непьющих пышмян косяками. Нашему брату ни черта не делается. В «Беленьком» и в «Молдавии» обычная полнокровная жизнь...»
Открытка (весна 1973 г.): «У нас пока все по-старому.... я, как всегда, протираю штаны. Один расход от меня. Правда, на днях получил еще одну книжку из Чехословакии, теперь уже на словацком языке. Издана в Братиславе (другая из Праги). Но это, как говорится на домашнем языке, - не считается, ибо гонорара-то пока нет! Так что дамы мои рассматривают меня, как прожженного тунеядца. Вот такие пряники!»
3 марта Владимир Васильевич напечатал письмо, в адрес «дорогого товарища Свободы» по поводу гонорара. «...Вот уж никогда не думал, что когда-то решусь написать Вам, что будет для этого причина, хотя заочно знаю Вас уже 30 лет. Если не считать кинематографа, то в жизни встретить не пришлось. Ну, Вы-то ничего не потеряли, а мне жаль, все-таки для советских людей Вы далеко не чужой человек...»
Дальше Владимир Васильевич описывает в письме, как в годы войны он случайно познакомился с ребятами из чехословацкой воинской части: «... имена двоих - Рудольфа и Франтишека - помню, а у третьего помню даже фамилию: Иржи Хохмач. Он отлично говорил по-русски, был чрезвычайно веселым, компанейским человеком, знал массу анекдотов и всяческих баек, и потому мы именовали его на наш лад просто: хохмачем. Всего-навсего изменив ударение. Он ведь и вправду был хохмачем, этот веселый балагур. Из разговора с ним я и узнал тогда, что вскоре они выезжают на фронт в соединение, формируемое неким полковником Свободой (сама фамилия-то символична настолько, что мы даже заподозрили: не псевдоним ли это, как у наших партизан?»
(весь текст статьи - в файле) |