Дубинкина Галина Николаевна, методист ЦБС
«Жизнь так сложна – пойди, сунься, не зная её, в литературу! А я просто так – попробовать скуки ради – не хочу. Если выбирать, то выбирать окончательно, а не маяться после, ища душе место». Владимир Волосков
У этого человека две жизни. Первая была как у всех: родился, учился, женился, искал дело, которое назвал бы своим… А родился Владимир Васильевич Волосков в 1927 году в городе Омутнинске Кировской области. Жил и рос в Свердловске, учился в школе N 13. В 1944 году ушел добровольцем в морскую авиацию. Летал и плавал, был радистом на корабле. А между делом пробовал писать. Первую повесть 22-летний солдат Володя Волосков писал в толстой книге «Журнала вахтенного радиста».
Вернувшись в 1950 году в Свердловск, он собрался поступать на факультет журналистики. Но перед экзаменом решил подработать в геологической партии. Уехал в Северный Казахстан, да так и остался с геологами. В 28 лет Волосков был уже опытным начальником гидрогеологической партии. У него была семья: жена Вера, трехлетний сын и недавно родившаяся дочь. Эта первая жизнь кончилась в один безоблачный летний день. 10 июля 1955 года, возвращаясь с объезда буровых отрядов, Владимир решил выкупаться в Исети, нырнул с моста. «Нырнул, да вот до сих пор не вынырнул», - шутил он, рассказывая об этом 10 лет спустя. Не всякий мог бы шутить на его месте: перелом шейного позвонка вызвал паралич, и сильный, здоровый человек вмиг стал беспомощным. Врачи после операции предупредили Веру Александровну, дежурившую возле мужа: если выживет – останется полностью неподвижным…
Он покинул больницу, списанный в «архив». Он уже не был геологом, своим, необходимым в коллективе, человеком. Но он ни за что не хотел мириться с ролью бездействующего лица в жизни, которую любил, которую отстоял в схватке со смертью и с самим собой. Там, в солнечном и движущемся мире, в своей бродячей и беспокойной судьбе, Волосков привык быть с людьми, работать с ними и для них. Дружелюбный, жизнерадостный, открытый, горячо увлеченный делом, он не умел просто работать - он всю жизнь воевал, служа делу: схватывался с равнодушием и нерадивостью, боролся с нечестностью и трусостью, отстаивал свои принципы и убеждения…
Нет, он не был одиноким: с ним жена и дети, к нему постоянно приходили друзья. Приходили не утешать – советоваться и спорить, как раньше. Он по-прежнему нужен людям, но Волоскову было мало этого: он чувствовал потребность выразить себя в чём-то крупном, значительном. И ещё: он должен за что-то и перед кем-то отвечать, чтобы оправдать своё нынешнее существование.
Свою вторую жизнь он делал сам. Своими руками. Это даже странно произносить: руками он не владел – кисти рук были парализованы. Когда он решил попробовать писать, вспомнив свой юношеский опыт, ему сначала пришлось долго учиться держать непослушными пальцами карандаш. Поначалу сам не разбирал написанное собой. Воспоминания и образы будили его по ночам громче и настойчивее, чем собственная боль. Память оживляла тех, кого он знал, - товарищей, с которыми делил солдатскую судьбу и скитальческую жизнь геолога. Рассказать о них – значит отдать людям то богатство, которым он, Волосков, пока владел один.
Он постоянно жил в сражениях с болью, тоской, с неподдающимся материалом, из которого упрямо лепил свои рассказы и повести. Начал осваивать пишущую машинку, но больные пальцы сразу попадали на 2-3 буквы. Товарищи добыли ему старую машинку, где шрифт более разбросан. И он приспособил, наконец, работать один из пальцев. Теперь он мог посылать написанное в редакции.
В 1960 году в печати появился первый рассказ Владимира Волоскова. Через год в Свердловске была издана его отдельная книга и в Перми. Это была радость трудно доставшейся победы. Волосков умел признавать свои литературные ошибки и не повторял их. Был упрям в работе. Свой роман, особенно трудно доставшийся ему, автор переписывал 8 раз – и до, и после выхода книги. А ведь осваивать писательское мастерство ему было куда тяжелее, чем другим, - у него не было литературной среды… Только редакторы издательств вели с автором рабочую переписку. Много лет помогала советом и делом Валентина Викторовна Артюшина, редактор трёх сборников его рассказов.
В 1967 году Владимир Волосков был принят в члены Союза писателей. Тогда же в Свердловске вышла ещё одна книга – «Копеечное дело» - сборник новых рассказов, написанных на хорошем профессиональном уровне. В этом сборнике писатель впервые прикоснулся к теме войны, проверяя своих героев на верность боевой юности. С некоторыми из книг военной тематики Владимира Волоскова я и хочу вас познакомить: 1. «Копеечное дело» 2. «Из боя в бой» 3. «Операция продолжается» 4. «Синий перевал»
Очень приятно осознавать, что книги нашего земляка изданы за границей. В частности, повесть «Операция продолжается» переведена на чешский и венгерский языки и издана в Праге и Будапеште. |